О, ВСЕПЕТАЯ МАТИ...Почаевская-Скорбящая-Феодоровс






БЛАГОСЛОВИ, ДУША МОЯ, ГОСПОДА!



Котловка.ру




Икона Божией Матери

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА

Вторая половина XIX века.


Дерево, левкас, темпера; ковчег.
35,3х30,5 см.
Сокровища ЦАК МПДА




Икона Божией Матери ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА Сокровища ЦАК МПДА Котловка.ру Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 35,3х30,5 см.


Почитание Пресвятой Девы как помощницы через Ее иконы при различных болезнях существовало издавна, но, видимо, только в конце XVIII в. в России прославилась икона под названием «Богоматерь Целительница», находившаяся в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Сюжет восходит к католическому преданию, ставшему известным в России благодаря сочинениям свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное» и архиепископа Иоанна Максимовича «Богородице Дево». В них повествуется о некоем клирике Викентии Бульвиненском, из французского города Невера, который, входя в храм и выходя из него, постоянно молился Божией Матери со словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, которые питали самого Господа нашего Спасителя!». Во время тяжелой болезни Викентию явилась Богоматерь и исцелила благочестивого страдальца - это событие и стало сюжетной основой чудотворной иконы и ее списка из ЦАК МДА, как, своего рода, иллюстрация к сочинению свт. Димитрия Ростовского.
Развернутое название образа помещено на верхнем поле: «Образ Пр(есвя)тыя Б(огоро)д(и)цы и чудеси ея страннаго како и(с)цели клирика Кивринейска», а внизу, в поле ковчега, слева, в рамке, рассказ о чуде, близкий тексту сочинения свт. Димитрия.
Викентий изображен лежащим на одре в каменных палатах. Рядом с ложем представлена в рост Богоматерь, облаченная, в соответствии с западным обычаем, в платье и плащ. Ее голову венчает корона, волосы распущены. В левой руке Пресвятой Девы скипетр, пальцы правой руки сжимают обнаженную грудь.
На полях иконы - изображения святых целителей Косьмы и Дамиана, врачей-бессребреников, «иже прияша от Бога дар исцелений», сщмч. Антипы Пергамского, почитавшегося как помощника при многих болезнях, а также мучеников Кирика и Улиты. Эта икона была, очевидно, заказана в надежде на помощь при болезнях.
Воспроизведение чтимой иконы было напечатано в 1830 г. после чего ее списки получили широкое распространение. Тексты на публикуемой иконе и гравюре 1830 г. близки. Звучный колорит, особенности композиции, манера письма имеют аналогии в иконах второй половины XIX в.
Л. Тарасенко.









Бесплатный конструктор сайтов - uCoz